вторник, 16 апреля 2013 г.

О вероятности возникновения различных эндшпилей в очных и адвансовых партиях

Недавно читал книгу Флера «Practical Endgame Playbeyond the basics»; напоминает «Стратегию эндшпиля» Шерешевского, но материал систематизирован не по отдельным принципам игры в эндшпиле, а по типам окончаний. Например, «две ладьи против ладьи и легкой фигуры» или «ладья и слона против ладьи и коня», и т.д.

К каждой главе Флер приводит вероятность возникновения такого типа эндшпиля, и мне было интересно посмотреть, есть ли какие-то систематические отличия очных партий от адвансовых. Я не стал опираться на его цифры, потому что он использовал маленькую выборку – только партии игроков с рейтингом 2600+, и у него получилось всего 25500 партий. 

Поэтому я пересчитал обе вероятности по своим базам. В очной мегабазе с твиками до 2013 года я отобрал только партии игроков с рейтингом 2400+. В адвансе я взял базу ИКЧФ и отобрал в ней партии игроков с рейтингом 2200+ (чтобы это все-таки был адванс) с 2005 (когда движки стали достаточно сильными) по 2013 годы. Итого в очной базе у меня осталось 521000 партий, в адвансовой – 97000.
Интересно, что все «чистые» эндшпили чаще возникают в очных партиях. Наверное, это как-то связано с тем, что за доской шахматисты стремятся реализовать перевес в простых позициях. В итоге при прочих равных условиях в адвансе добивают еще в миттельшпиле, а в очных чаще доходит до эндшпиля.

При этом вероятность возникновения «эндшпиля» в адвансе больше: 68% против 66%. Я думаю, что в адвансе на это повлияли более упорная защита и любители порезинить до мата. Здесь в понятие «эндшпиля» я включил все, что смотрел. То есть это почти все окончания, которые возникают в партиях с вероятностью больше 0,5%.
Зато эндшпили без качества в адвансе встречаются намного чаще, причем базовая «ладья против легкой фигуры» - более чем вдвое чаще. И в целом все распространенные эндшпили с нетождественным соотношением материала (ферзь против двух ладей, ферзь против ладьи и легкой фигуры, ладья против двух легких фигур и т.д.) встречаются в очных партиях намного реже адвансовых.

Наконец, паритет в распространенных сбалансированных окончаниях.

И в заключение, о «ничейной смерти».
Очные:
И адванс:
Я не включил в график 2012 год, потому что многие партии еще не закончились, и получился бы большой перекос в сторону вероятности ничьих.

1 комментарий:

Roman комментирует...

Спасибо, интересная статистика. Меня всегда интересовало насколько часто встречается эндшпиль где у обоих сторон ладья и легкая фигура.