четверг, 16 июля 2009 г.

How to beat the cluster

How to beat the cluster

If you can beat this monster
in the Russian defence,
then chess is not that drawish. ©

Разработчики Рыбки 9 июля анонсировали новый вид тестов для своего движка. Суть заключается в следующем:
На 52-х ядерном кластере установлена новая версия рыбки.

Our hardware expert Lukas Cimiotti (nick "Kullberg" in the forum) built the ultimate chess computer system, a cluster consisting of 4 Nehalem EP (=8 cores) computers 2.93 - 3.33 GHz and 5 Nehalem quads 4.2 GHz.

Вызвать этого монстра на матч может любая команда, в составе которой есть хотя бы несколько квадов и хотя бы один игрок с очным ЭЛО, большим 2000.
Игра проводится на плейчессе, по выходным с контролем 90 минут + 30 секунд на ход, в будни 60'+15''.

Вы думаете, этот компьютер невозможно обыграть? Вовсе нет.

Хорошая фристайл-команда, значительно уступая в компьютерной мощи, может выигрывать партии против кластера за счет участия в ней людей.

В этой статье я подробно разберу роль человека при игре кентавром.

Задачи человека в такой команде можно разделить на 2 крупных части:

Компьютерные задачи
(~70% работы человека во время партии)

1.Дебютная книга
Помните, что кластер играет в автоматическом режиме, без вмешательства оператора. Дебютная книга, которой вооружена Рыбка, хороша, но далеко не идеальна. А это значит, что возможно подготовить такой вариант (даже во время партии), который Рыбка сначала посчитает выгодным для себя, но через несколько ходов изменит оценку на противоположную. Например, так добился большого перевеса победитель 8го фристайла и известный адвансер Eros Riccio.

The cluster challenge
Auryn (Кентавр) - Rechenschieber (Рыбка, 3g55 кластер)
Playchess Engine Room, 13 июля 2009 г.

1. e4 c6 2. d4 d5 3. e5 Bf5 4. Nf3 e6 5. Be2 Nd7 6. O-O Ne7 7. c3 h6 8. Na3 c5?


fen: r2qkb1r/pp1nnpp1/4p2p/2ppPb2/3P4/N1P2N2/PP2BPPP/R1BQ1RK1 w kq - 0 9

Логично, но слишком рано. С этим продвижением черным вообще не стоит торопиться, пока они не закончили развитие. В партии Khimkin - Chemer черные допустили аналогичную ошибку и были вынуждены долго защищаться (дебютная часть этой партии вкратце освещена в дебютных открытиях чемпионата КС - о защите Каро-Канн).
9. dxc5 Nxc5 10. Nb5 Nc6 11. Be3 Be7 12. Nfd4 Bg6 13. b4 Nd7 14. Nd6+ Bxd6 15. exd6 O-O 16. Nxc6 bxc6 17. Qa4

fen: r2q1rk1/p2n1pp1/2pPp1bp/3p4/QP6/2P1B3/P3BPPP/R4RK1 b - - 0 17
Дебютная книга закончилась здесь, и оценка Рыбки уже достигает +0.6. В реализации этого перевеса белые были совершенно точны, проведя блокаду по черным полям и реализовав пешечное преимущество на ферзевом фланге.
17... Nb6 18. Qxc6 Rc8 19. Qb7 Na4 20. Qxa7 Nxc3 21. Rfe1 Ra8 22. Qe7 Qb8 23. Bc5 Nxe2+ 24. Rxe2 Qb5 25. Ree1 Qa4 26. Qh4 Bf5 27. Re3 Rfe8 28. Rg3 Kh7 29. Qf4 Rec8 30. Qd2 Qd7 31. a3 f6 32. Rc1 Be4 33. Rgc3 Rcb8 34. Re3 Bg6 35. h3 Rc8 36. Rce1 Re8 37. Qd1 Bf7 38. Qd3+ Kg8 39. f4 Kh8 40. g4 Bg8 41. Kh2 Rf8 42. Rg3 Rae8 43. g5 Bh7 44. Qa6 fxg5 45. fxg5 hxg5 46. Qa7 Qxa7 47. Bxa7 Bf5 48. Bb6 e5 49. Rxg5 Bd7 50. Rgxe5 Rxe5 51. Rxe5 Kg8 52. Bc5 Re8 53. Rxd5 Kf7 54. Kg3 Bc6 55. Rd1 Ra8 56. Rd3 g6 57. Rb3 Rb8 58. Kf4 Bd7 59. Rb2 Kf6 60. h4 Bb5 61. Ra2 Ra8 62. Ra1 Ba4 63. Re1 Re8 64. Rxe8 Bxe8 65. Bb6 Ke6 66. Bc7 Bc6 67. Bb8 Be8 68. Ke4 Kf7 69. Kd5 Bb5 70. Kc5 Bd7 71. b5 Bc8 72. Kc6 Ke8 73. b6 Bf5 74. Kc7 Kf7 75. d7 Bd3 76. d8=Q 1-0
Хорошая дебютная книга (или база - кому чем удобнее пользоваться) не менее важна и при игре кентавр-кентавр.
Не забывайте о том, что для победы на уровне 3200+ ЭЛО надо сначала выиграть дебют, затем миттельшпиль и, скорее всего, эндшпиль. Окончательный результат большинства партий (если они не ничейные по дебюту) определеяется именно в эндшпиле. Поэтому если Вы проиграете дебютное сражение, то о победе можете забыть.

2. Удлинение анализа.
Пусть в позиции существуют 2 примерно равноценных хода. Если в команде несколько компьютеров, то один из них будет анализировать первый ход, другой - альтернативу. Далее, в одном из вариантов Вы обнаружите долгий форсаж из единственных ходов, и т.п. В результате за меньшее время и на более слабых компьютерах Вы проведете более качественный анализ, чем соперник.
К этому же методу относятся такие полезные приемы, как комплексный анализ несколькими движками, анализ только выбранных ходов, анализ угроз и т.п. Более подробно я описывал эти методы здесь.

3. Совет таблиц Налимова.
Во время игры у Вас обязательно должны быть установлены основные эндшпильные таблицы. Их не так много - около 100 Гб.
Но часто перед тем как принять решение об упрощении позиции, скажем, с 10 до 8 фигур, бывает полезно вручную посмотреть на результат некоторых возможных шестифигурок. Вот показательный пример:


fen: 6k1/1q6/7p/8/5Q1P/6PK/8/8 w - - 0 1

Если сразу сыграть 1. Qh6, то получится ничья. А если активизировать короля и надвинуть пешки?

Человеческие задачи
(~30% работы человека во время партии)

Эффективность этих методов, как ясно из заголовка, напрямую зависит от силы игры самого оператора.

1. Игра по хроническим слабостям
Постарайтесь получить позицию без большого перевеса, но с каким-то серьезным хроническим дефектом в позиции соперника. Это могут быть слабые пешки, плохой слон, необеспеченное положение короля. Разумеется, поначалу это будет нивелироваться какими-то плюсами позиции соперника, т.е. компьютерная оценка будет примерно равной. Ключевое различие состоит в том, что минусы позиции соперника носят хронический характер, а его компенсация - временный. Движки не принимают в расчет временную характеристику фактора оценки, позиция рассматривается "как есть" на данный момент. Вот отличный пример на эту тему:

The cluster challenge
Highendman (Кентавр) - Rechenschieber (Рыбка, 3g55 кластер)

Playchess Engine Room, 11 июля 2009 г.

1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.d4
В последние несколько лет этот вариант становится все более популярным у адвансеров. Основная причина в том, что у обеих сторон сохраняется возможность перейти в острые и малоизученные варианты. В основном, конечно, на это ориентируются белые - иначе в русской сложно бороться за перевес.
3...Nxe4
Вызов принят. Если черные еще до партии настраивались на скорейшую усушку, то им следует продолжать 3...exd4 4.e5 Ne4 5.Qxd4 d5 6.exd6 Nxd6. Дальше им предстоит не слишком сложная, но очень долгая защита без каких-либо контршансов.
4.Bd3 d5 5.Nxe5


fen: rnbqkb1r/ppp2ppp/8/3pN3/3Pn3/3B4/PPP2PPP/RNBQK2R b KQkq - 0 5

Основное продолжение. Пока мало изучено, но заслуживает внимания 5.dxe5!?, и здесь у черных помимо примененного в матче форумов КС - Иммортал 5...Nc6 6.0–0 Bg4 7.Nc3 Nxc3 8.bxc3 есть и уже проверенное на высоком уровне 5...Nc5 6.Be2 Be7 7.0–0 0–0 8.Be3 Nc6 9.Nc3 Be6 со сложной игрой. Renegat23 (2027)-Xaggard (2156) | Ch Immortal Forum Final 2009
5...Nd7 6.Nxd7
Не лишена яда и немедленная рокировка, с идеей после 6.0–0 Nxe5 7.dxe5 Nc5 8.Be3 Nxd3 9.Qxd3 Be7 10.f4 организовать продвижение королевской пешки. NS_Serg (2127)-Xaggard (2161) | Ch Immortal Forum Final 2009
6...Bxd7 7.0–0 Bd6


fen: r2qk2r/pppb1ppp/3b4/3p4/3Pn3/3B4/PPP2PPP/RNBQ1RK1 w kq - 0 8

В 2006-2007 годах на игейме вошел в моду острый план с разносторонними рокировками 7...Qh4 8.c4 0–0–0 9.c5 g5 , но благодаря усилиям Трактатора так же быстро был закрыт. См, например, Трактатор-Деби
8.c4 c6 9.cxd5 cxd5 10.Nc3 Nxc3 11.bxc3 0–0 12.Qh5


fen: r2q1rk1/pp1b1ppp/3b4/3p3Q/3P4/2PB4/P4PPP/R1B2RK1 b - - 0 12

Табия варианта 5. Ne5
12...f5
На мой взгляд, лучше временная жертва пешки: 12...g6 13.Qxd5 Qc7. Черные в любом случае отыгрывают пешку, и весьма близки к уравнению, хотя им придется немного повозиться с проходной соперника. 14.Bh6 (14.c4 Bc6 15.Qg5 Bxh2+ 16.Kh1 Bd6) 14...Rfe8 15.h3 Be6 16.Qg5 Qxc3.
Но главный нюанс позиции не в проходной, а в том, что слонам обязательно нужно обеспечить оперативный простор. После 12... f5 слон d7 становится пассивным.
13.Qf3 Kh8 14.Bd2
Хуже 14.Bf4 Qc7 15.Bxd6 Qxd6 , т.к. белым нужен чернопольный слон для защиты слабой пешки с3.
14...Qa5
Альтернатива - 14...Qh4 15.h3 Bc6 16.Rab1 g6 17.Rfe1 Rae8 18.Bf1 и т.д. NS_Serg (2152)-Jadn (2072) | Ch Immortal Forum Final 2009
15.Rfe1 Rae8 16.a4 Rxe1+ 17.Rxe1 Bc6 18.Bc2 Qb6 19.Bc1 Qc7


fen: 5r1k/ppq3pp/2bb4/3p1p2/P2P4/2P2Q2/2B2PPP/2B1R1K1 w - - 0 20

Первый критический момент в партии. Следующие два хода были совершенно неожиданными для черных, но кластер считал план соперника не опасным.
20.h4! h6 21.g4!!


fen: 5r1k/ppq3p1/2bb3p/3p1p2/P2P2PP/2P2Q2/2B2P2/2B1R1K1 b - g3 0 21

Этим смелым пешечным накатом белые фиксируют пешки соперника на королевском фланге по белым полям. Белопольный слон становится еще более "плохим". На данный момент, пока на доске еще много фигур, это не ощущается компьютером (оценка кластера около +0.3), но на человеческий взгляд очевидно, что по ходу упрощения позиции проблемы черных будут становиться все серьезнее.
21...Qf7 22.g5 hxg5 23.hxg5 g6 24.Bf4
Пешка с3 более не нуждается в постоянной защите, а слон d6 держит ключевое поле вторжения - е5. Размен выгоден белым, но черные не могут от него уклониться.
24...Bxf4 25.Qxf4 Re8
И это вынужденный размен, иначе белые обоснуются на линии е.
26.Rxe8+ Qxe8 27.Qe5+ Kh7
27...Qxe5 28.dxe5 Kg7 29.f4+-
28.Bb3
Но не 28.Qxe8?, т.к. король черных успевает взять под контроль поле е5: 28...Bxe8 29.Bb3 Bc6 30.Kg2 Kg7 31.Kf3 Kf7 32.Kf4 Ke6=
28...a5!


fen: 4q3/1p5k/2b3p1/p2pQpP1/P2P4/1BP5/5P2/6K1 w - a6 0 29

Сильный ход, который застал команду белых врасплох. Кажется, слабость пешки а4 дает черным достаточную для уравнения контригру.
29.Qf6!
Сыграно после двадцатиминутного раздумья. Кластер предлагает
29.Qxe8 29...Bxe8 30.Bxd5 (Highendman указывает, что и после 30.Kg2 Kg8 31.Kg3 Kf8 32.Kf4 Ke7 33.Ke5 Bc6 34.Bxd5 Bxa4 35.Bxb7 Bb3 36.Bc6 a4 37.Bxa4 Bxa4 38.c4 f4 39.d5= ничья неизбежна) 30...Bxa4 с равенством, т.к. не проходит 31.Bxb7 из-за 31...Bb3!
29...Qd7
После 29...Qe1+ 30.Kg2 возможны два варианта развития событий:
1) Черные занимают оборону по линии е. В этом случает белые переводят короля на b2 (Kg2-g3-f4, Qe5, Kf4-e3-d2-c2-b2) и играют либо с3-с4, либо Qe5-b8.
2) Черные шахуют, но пропускают короля к себе в тыл: 30...Qe4+ 31.f3 Qe2+ 32.Kg3 Qe1+ 33.Kf4 Qd2+ 34.Ke5 Qe3+ 35.Kd6 Qf4+ 36.Ke6 Qe3+ 37.Qe5+-
30.Kh2!!


fen: 8/1p1q3k/2b2Qp1/p2p1pP1/P2P4/1BP5/5P1K/8 b - - 0 30

Кластер считает лучшим 30.c4 dxc4 31.Bxc4 Bd5 32.Bxd5 Qxd5=.
Ходом в партии белые заманивают кластер в слоновое окончание после размена ферзей на е5. Дело в том, что если бы король белых находился близко к центру, рыбка посчитала бы размен ферзей невыгодным.
30...Qg7
После 30...b5 31.axb5 Bxb5 партию решает c3-c4 и проходная d: 32.Qe5 Bc6 33.c4 dxc4 (33...a4 34.Ba2 dxc4 35.Bxc4 Bb7 36.d5+-) 34.Bxc4 Bb7 35.d5+-
31.Qe5!


fen: 8/1p4qk/2b3p1/p2pQpP1/P2P4/1BP5/5P1K/8 b - - 0 31

Все движки предлагают Qd8, считая размен ферзей невыгодным. Но человеку должно быть ясно, что одноцвет типа "плохой" слон против "хорошего", к тому же с защищенной проходной, безнадежен для черных.
31...Qxe5+ 32.dxe5 Kg7
Кластер на глубине в 35 (!) полуходов дает белым всего +0.5 (!!) пешки перевеса.
33.Kg3
План белых прост: пешку на f4, короля на d4, слона на f3, загоняя черных в цугцванг при защите пешки d5.
33...Kf8 34.f4 b6 35.Kf2 Kf7 36.Ke3 Ke7 37.Kd4 Ke6 38.Bd1 Ke7 39.Bf3


fen: 8/4k3/1pb3p1/p2pPpP1/P2K1P2/2P2B2/8/8 b - - 0 39

Черные в цугцванге, пешка d5 падает.
39...Bxa4 40.Bxd5 Be8 41.c4 Kd7 42.c5 bxc5+ 43.Kxc5
Белые дают мат не позднее, чем через 40 ходов (Highendman). Пешка а5 незащитима, а затем выигрыш элементарен. Остальные ходы приведу без комментариев.
43...Ke7 44.Kb6 a4 45.Ka5 Kf8 46.Kb4 Bd7 47.Bf3 Ke8 48.Bd1 Kf8 49.Bxa4 Bc8 50.Kc5 Ke7 51.Bb3 Ba6 52.Bg8 Be2 53.e6 Bf3 54.Bf7 Be4 55.Kd4 Bf3 56.Bxg6 Kxe6 57.Bh7 Bh5 58.Kc5 Bg4 59.Bg8+ Kd7 60.Kd5 Ke7 61.Ke5 Kf8 62.Be6 Kg7 63.Bxf5 Be2 64.Be4 Kf8 65.f5 Ke8 66.f6 Bc4 67.g6 Bf7 68.g7 Kd7 69.Bd5 Ke8 70.Bxf7+ Kxf7 71.Kf5 Ke8 72.g8Q+ Kd7
1–0

2. Построение крепости или переход к теоретически ничейным эндшпилям.
Как при защите худших эндшпилей, так и при реализации перевеса, помните о возможности крепости. Примеров - великое множество, например, с последнего турнира в Дортмунде:
Bacrot, Etienne (2721) - Carlsen, Magnus (2772)
Sparkassen GM (Dortmund GER), 07/05/2009


fen: 8/4kp2/8/4qB2/8/2p3P1/5PKP/3R4 w - - 0 39

Последовало:
39. Bb1 f5 40. h3 Kf6 41. Rd3 Qe4+ 42. Kh2 Qe1 43. Rf3 Qxb1 44. Rxc3 Qf1 45. Rf3 Ke5 46. Rf4, и несмотря на оценки движков, это ничья.
Здесь Вам может помочь только знание типовых позиций.

3. Игра "на понимание"
Об этом методе игры много говорят во время партий человек - компьютер. Например, во время матча Крамник - DeepFritz я часто слышал от комментаторов такую фразу: "Крамнику желательно разменяться, а потом использовать свое понимание чуть лучшего эндшпиля". Однако достаточно очевидно, что переиграть мощный компьютер в примерно равном эндшпиле за счет "понимания" - это практически утопия. Но сильный игрок, вооруженный компьютером (пусть и не самым мощным) может добиться определенного прогресса в уже лучшем эндшпиле.

4. Антикомпьютерная стратегия
Сознательное стремление к тем позициям, которые не понимают программы. В наше время почти не используется, в основном из-за постоянного улучшения дебютных книг. Другими словами, Вы вряд ли добьетесь желаемого, а скорее получите хуже по дебюту. Этой теме посвящено много статей, я рекомендую почитать самые важные здесь.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Спасибо!
Не работает ссылка на партию Трактатор-Деби.

Анонимный комментирует...

Да. Ссылка не та потому что. Должно бвть: http://www.club-chigorin.ru/team/viuver/work/traktator-debi.htm

Vitaly Khimkin комментирует...

Исправил.